Замена или задержка чартеров. Возможна ли компенсация?

08.10.2021

Туроператор заменил рейс. Задержка рейса. Имеют ли право?

Чартерные рейсы, так называемые «чартеры», — это нерегулярные коммерческие перелеты, которые производятся по предварительному соглашению.  Чартеры часто летают по направлениям, с которыми отсутствует прямое авиасообщение и до которых добраться регулярными рейсами проблематично, как правило речь идет о курортах. Ежегодно миллионы людей пользуются услугами чартерных рейсов.

Многие туристы полностью уверены, что чартеры — это что-то плохое, второсортное. Нет, это лишь название заказанных рейсов, которые летают нерегулярно и не по расписанию, установленному на длительный период. Чартерами могут быть и бизнес-самолеты. Например, летит какая-то суперзвезда с гастролями или президент на встречу в регион, для них также заказывается отдельный, дополнительный рейс, но мы все понимаем, что это будет уже не такой самолет, который перевозит вас на отдых в Турцию.

Единственный ощутимый минус, который может коснуться туристов — это задержка, перенос или вообще замена рейса, иногда со сменой аэропорта вылета. Ну и нередок маленький «шаг кресел» и отсутствие возможности онлайн-регистрации на сайте авиакомпании.

Если говорить о задержках, то авиадиспетчеры, при отклонении от графика движения самолетов, в первую очередь нормализуют время вылета регулярных рейсов, при этом чартеры могут существенно сдвигаться. Также причиной задержки может быть техническая неисправность. Если на регулярных рейсах часто возможна замена борта прямо на месте, то у чартера, скорее всего, придется ждать устранения неполадок.

Кстати, у многих из-за этого факта также возник миф о том, что чартеры — это что-то на уровне «скотовозки», у которой постоянно что-то ремонтируют. Запомните раз и на всегда, разницы в этом с регуляркой нет, в случае с регулярными рейсами авиакомпания просто заменит борт на другой и вы этого не заметите. У всех самолетов одинаковые требования для совершения полета, да и сегодня один и тот же самолет может быть чартером, а завтра — регуляркой.

Если вы купили тур за полгода до поездки, скажем, по акции «раннего бронирования» с вылетом, предположим, в субботу утром, это не говорит о том, что в итоге так все и будет. Туроператор обязан отправить вас в обозначенный день, а вот предоставить все как было изначально забронировано — не обязан. Вполне может быть изменено и время вылета, и рейс, и авиакомпания, и даже аэропорт. Именно поэтому документы для поездки всегда выдаются накануне путешествия, когда уже точно известно, какой будет вылет, и уж явно не по причине, что менеджер забыл или над вами издевается. При этом турагент должен сообщить, если после выдачи документов что-то еще изменится.

Мы советуем всем путешественникам находить ваш рейс на онлайн-табло аэропорта вечером, накануне вылета, для актуализации времени своего вылета. Мало ли что…

ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ! Если вы не знали, авиакомпаниям, осуществляющим чартерные перевозки, с недавнего времени запрещено задерживать более 10% от общего количества вылетов в месяц, а также время вылета, на которое получено разрешение от Росавиации, теперь считается окончательным. В связи с этим, количество задержек чартеров значительно сократилось.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ЧАРТЕРНОГО РЕЙСА В АЭРОПОРТУ?

1. Если задержка не час-два, а уже пошла в тягость, а какие дальше делать действия — непонятно, нужно найти представителя авиакомпании в аэропорту и у него распросить, что случилось и какие прогнозы по вылету.

2. Если вы планируете впоследствии писать претензию или даже подавать в суд на авиакомпанию, то лишним не будет поставить соответствующий штамп на информационной стойке.

3. Через 2 часа задержки вы вправе требовать напитки, а через 4 — горячее питание. Далее должны кормить каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

4. Для взрослых с маленькими детьми (до 7 лет) должна быть предложена отдельная комната.

5. Если предлагается полететь другим самолетом, то вы ничего не обязаны доплачивать, все расходы должен взять на себя авиаперевозчик.

6. За задержку рейса предусмотрен штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (да, это копейки) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Согласно п. 1 ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В силу ст. 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, если перевозчик докажет, что задержка рейса произошла по причине, например, плохой погоды, то штраф не подлежит взысканию.

7. При задержке от 6 часов ночью и 8 часов днем можно требовать размещение в гостинице. Если требуется трансфер, он также предоставляется авиакомпанией бесплатно.

п. 99 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов — в дневное время и более 6 часов — в ночное время;

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

8. В крайнем случае, если нет сил терпеть, вы можете отказаться от полета, уведомив об этом авиакомпанию. Перевозчик будет обязан компенсировать полную стоимость билета, даже если он был невозвратный.

В силу п. 2 ст. 792 ГК РФ в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Согласно п. 2 ст. 108 ВК РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Причем закон не устанавливает конкретный временной предел, по истечении которого пассажир имеет право отказаться от полета. По смыслу п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 в случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.